Как часто аудиторы информируют о подозрительных транзакциях?

21 апреля 2019
Как сообщил в эту субботу деловой портал РБК, в своем Информационном сообщении от 10 апреля (№ ИС-аудит-29) Министерство финансов предписало аудиторам, занимающимся проведением операций по поручению клиента, блокировать подозрительные транзакции и замораживать средства в рамках противодействия отмыванию преступных доходов, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ).
Кроме аудиторов, требования антиотмывочного законодательства распространяются ныне и на бухгалтеров, а также нотариусов и юристов: соответствующие поправки в законодательство были впервые представлены в прошлом году. Сегодня интересно узнать знать масштаб "армии" новых информаторов: более 4 тысяч аудиторских компаний и 19,5 тысяч индивидуальных аудиторов.

Деловой портал РБК направлял соответствующий запрос в Федеральную службу по финансовому мониторингу. Интересно, что в официальной статистике, предоставленной Росфинмониторингом в прошлом году в распоряжение FATF, данные по количеству сообщений, поступивших конкретно со стороны аудиторов, почему-то отсутствуют. Зато имеются сведения по юристам: 69 сообщений в период с 2013 по 2017 год, адвокатам – лишь 8 в 2015 году, и ломбардам – более 277 тысяч. Банки сообщали о подозрительных транзакциях 61,3 млн. раз в течение пяти лет, причем треть сигналов пришлась на 2017 год – уточняет деловое издание.

В окончательном третьем чтении новые предписания для аудиторов, бухгалтеров и адвокатов были одобрены Госдумой и Советом Федерации в середине прошлого месяца – как раз тогда, когда в России шла очередная проверка Группы по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием (FATF). У аудиторов прибавилось новых обязанностей: разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать ответственных лиц, заниматься выявлением бенефициарных владельцев клиента, фиксировать и сохранять информацию. В случае если аудиторы совершают по поручению клиента операции, при наличии подозрений в нарушении антиотмывочного законодательства они обязаны приостановить операции и произвести заморозку клиентских средств не позднее одного дня с момента включения клиента в перечень подозрительных лиц. Кроме того, даже отсутствие клиента в этом списке может привести ко всем вышеперечисленным действиям по заморозке, если "подозрительность" была установлена межведомственной комиссией.

Отдельная тема - выявление подозрительности среди публичных должностных лиц, включая представителей Центробанка, госкорпораций, федеральных ведомств, международных организаций. В случае высокого коррупционного риска аудиторы могут принять такого клиента на обслуживание лишь при наличии письменного разрешения руководителя подразделения по контролю. Аудиторы также обязаны выявлять источники происхождения средств, уделяя особое внимание транзакциям с лицами, находящимися в близком родстве.

Крупные аудиторские компании уже давно могли заниматься подобными процедурами, зато для небольших участников рынка это нечто новое и значительно прибавляет работы. Несоблюдение предписаний может повлечь за собой штрафы, а в тяжелых случаях – и запрет на ведение профессиональной деятельности.

Подпишитесь на наши новости
Будьте в курсе всех актуальных анонсов, новостей и акций Ассоциации НОВАК
*Отправляя свои данные, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности, согласно 152-ФЗ